сентябрь /октябрь /ноябрь

.GURNAL.RU Редакция
CОБЫТИЯ ИНТЕРВЬЮ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КАРТИНКИ ОБЗОРЫ/ КНИГИ ФИЛЬМЫ СD

 

от редактора 2004 ДЕКАБРЬ >> Митя Чекалов. Пнин-2. Микроинтервью и отрывок из романа/. Сергей Бразилия / Антисоциальная личность / Время секса с олигархом или 10 десять способов уложить олигарха в постель Яна Красовская Марина Ковалева-Новикова. Книжный обзор / Кино и видео c Дмитрием Генераловым/ Александр в ожидании Оскара / Что смотреть в декабре >> Михаил Стрельцов / Фотографии к подписям: Катя Компот / Павел Крусанов Гаврило Принцип: объединение или смерть Павел Симонов / По имени "Супер"/ Муля, Попят на дискотеке. Комикс / Какие фильмы не пропустить по ТВ на неделе/ на сайте и подписка

Подписаться >>

 

Только для подписчиков :

Испытание в тропиках 2004 /
Rainforest challenge 2004
Шоу транссексуалов на Сhanel4
/
Большая Мама /
Покидая храмы /
- Это наш рынок, и, это наш шанс!

 

Дмитрий Генералов

Подписка "Дмитрий Генералов. Какие фильмы не пропустить по ТВ на неделе" >>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИЛЬМ МЕСЯЦА АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ В ОЖИДАНИИ "ОСКАРОВ"

АЛЕКСАНДР / ALEXANDER
Warner Bros. / INTERMEDIA Films / Moritz Borman / IMF, CША-Великобритания-Германия-Нидерланды, 2004г
Продолжительность: 175 мин
Величайший "пеплум" в истории кино
Режиссер: Оливер Стоун
Сценарий: Оливер Стоун, Кристофер Кайли и Лита Калогридис
Оператор: Родриго Прието
Художник: Ян Роэлфс
Костюмы: Дженнни Бивэн
Монтаж: Том Нордберг, Янн Эрве, Алекс Маркец
Композитор: Вангелис
В ролях: Колин Фаррелл, Вэл Килмер, Анджелина Джоли, Энтони Хопкинс, Розарио Доусон, Франсиско Боша, Гэри Стретч, Коннор Паоло, Джаред Лито, Кристофер Пламмер и др.
Экспресс-оценка: *****


25 ноября, ровно через сутки после мировой премьеры, один из главных претендентов на главные "Оскары" нынешнего сезона, масштабная историческая эпопея Оливера Стоуна "Александр Великий" (Alexander) была показана и в России, которая сегодня изо всех сил старается соответствовать статусу "цивилизованной страны" хотя бы в области поп-культуры. Этот 170-миллионный блокбастер уже на стадии съемок объявили принципиальным "реалистическим" противовесом гламурному ликбезу "Трои". Судя по лихим заметкам первых зрителей, побывавших на тест-просмотрах и обменявшихся впечатлениями в фанатских чатах, картина Стоуна действительно может победить там, где безнадежно провалилась декоративно-популяризаторская "Троя" Вольфганга Петерсена. Я не стану пока делать никаких прогнозов, но собранные из многочисленных источников разведданные дают обильную пищу для размышлений и вдохновляющих ожиданий. "Александр Великий", бесспорно, - самое значительное кинособытие осенне-зимнего сезона, и в грядущей гонке за "Оскарами" он - безусловный фаворит. Поэтому спешу поделиться с вами своим информационным досье и личными впечатлениями.
Оливер Стоун - живой классик биографического жанра. Он успешно покопался в грязном белье двух американских президентов, Кеннеди и Никсона; перенес на экран сумбурную жизнь кумира собственной молодости, рок-музыканта Джима Моррисона; возвел в статус национального героя вьетнамского ветерана Рона Ковика и собрался реабилитировать в глазах соотечественников грозного кубинского "команданте" Фиделя Кастро. Изрядно натренировавшись на толкованиях образов современников, Стоун впервые взялся за биографию человека, который жил в глубокой древности, в IV веке до нашей эры, но до сих пор считается величайшим полководцем всех времен и народов. Македонский царь Александр Великий (356 - 323 гг. до н.э.) взошел на трон в 20 лет, к 28 завоевал весь известный тогда мир, от Балкан до Индии, создав одну из величайших Империй в истории, и умер в возрасте 33-х. Его короткая феерическая жизнь не раз привлекала внимание кинематографистов и в родной Греции, и за её пределами. Впервые в Голливуде биография полководца была экранизирована Робертом Россеном ещё в 1956 году с молодым Ричардом Бартоном в главной роли. Но картина была столь беспомощно-картонной даже на фоне "пеплумов" той поры (вроде "Плащаницы" или "Десяти заповедей"), что вскоре её благополучно забыли, и даже Бартон предпочитал не поминать г-на Македонского в своём послужном списке.
Свой проект Оливер Стоун вынашивал почти 15 лет. Первый вариант сценария был готов ещё в 1989, но тогда режиссер не нашел достаточных для его реализации средств и столкнулся с решительным сопротивлением греческого правительства, которое не позволило наглому "гринго" покуситься на "наше всё". Вновь идея кинобиографии Македонского "заиграла" после триумфа "Гладиатора" Ридли Скотта в 2000 году (5 "Оскаров", включая "лучший фильм года", плюс миллиардные прибыли в мировом прокате). Над разработкой сюжета заработали сразу несколько творческих групп, включая дуэт Мартина Скорсезе - База Лурманна (с Леонардо Ди Каприо), телесериал Мела Гибсона, латиноамериканскую версию во главе с Альфонсо Арау и так далее (всего 7 вариаций на тему). Но Оливер Стоун оказался самым настойчивым и пробивным (к тому же - единственным обладателем готового сценария), и в результате на Warner Bros. запустился именно его проект.
Бюджет при поддержке европейской корпорации INTERMEDIA составил свыше 170 млн. $. Поддержку фильму оказали правительства Марокко и Таиланда, предоставив для съемок тысячи своих солдат и сотни специально обученных слонов (с индийскими слонами Стоуну так и не удалось "договориться", они панически боялись камеры и буйствовали на съемочной площадке). Самая серьезная конкуренция разгорелась среди актеров за право воплотить на экране великих мужей и жён прошлого. В первом варианте Александром должен был безоговорочно стать Том Круз, но пока картина запустилась, он успел перейти в иную возрастную категорию и стать "Соучастником". Продюсеры настаивали на кандидатуре Хита Леджера, но режиссер в конце концов остановил свой выбор на сильно пьющем 28-летнем ирландце Колине Фаррелле. Стоун вообще проявил себя при подготовке "Александра" самым въедливым и дотошным из всех кинематографистов, когда-либо снимавших исторические фильмы. Он пригласил в консультанты одного из крупнейших в мире специалистов по эпохе Македонского, оксфордского профессора Робина Лейна Фокса, которого буквально до истерик доводил вопросами типа: "Ели ли солдаты македонской армии арбузы?", "Мог ли всадник, проткнув врага своей пикой, на скаку вытащить её обратно?" или "Как сморкались древние греки?". Именно по совету Фокса был избран актёр с грубым ирландским акцентом, поскольку македонская речь примерно также отличалась от речи цивилизованных греков, как говор дублинских докеров от произношения оксфордских профессоров (жаль только, что этот остроумный филологический выверт невозможно услышать в дублированной версии, где все университетски-грамотно говорят по-русски). Гонораром консультанту стала возможность сняться в роли одного из кавалеристов-македонцев, атакующих персов в первых рядах.
С другими актерскими кандидатурами проблем было гораздо меньше. В версии Скорсезе-Лурманна мать Александра Олимпиаду должна была сыграть Николь Кидман. Поэтому продюсеры только порадовались, когда Стоун утвердил на эту роль стремительно набирающую профессиональные очки Анджелину Джоли (забегая вперед, скажу, что Олимпиада - ещё один шаг вверх в её голливудской карьере; появилась в актрисе какая-то невиданная ранее средиземноморская, почти "мифологическая" стать, куда более отрадная, чем виртуальная пластика Лары Крофт). Не веселился один только Колин Фаррелл, поскольку в жизни они с Джоли почти ровесники, и вместе им предстояло сыграть только одну сцену, в которой Александру всего 18 лет. Зато таблоиды, освещавшие съемки, вовсю раскрутили историю о бурном романе актеров и пьяных дебошах Фаррелла. Впрочем, сам он отрицал совсем немногое из происков прессы, старательно поддерживая имидж "плохого мальчика" и ссылаясь на то, что это продуманная пиаровская политика, которая только увеличит доходы от фильма.
Отца Александра, царя Филиппа, боровообразного развратника, с явным удовольствием сыграл Вэл Килмер, набравший специально для съемок 25 кг лишнего веса и удостоившийся строчки в Книге Рекордов Гиннесса рядом с самим Робертом Де Ниро ("Бешеный Бык"). Генерала македонской армии Птолемея, ставшего впоследствии основателем последней династии египетских фараонов, сыграл сэр Энтони Хопкинс. Роль ближайшего соратника (и временами - любовника) великого полководца, Гефестиона, после того, как от неё отказался (в пользу "Трои"!?) Брэд Питт, досталась засветившемуся в "Реквиеме по мечте" Джареду Лито. Ещё одного любовника царя, евнуха Багоаса, сыграл знаменитый испанский балетный танцовщик Франсиско Боша. А первую его жену Роксанну - латинская красавица Розарио Доусон. Таким образом, Стоун обошел своего главного "оскаровского" конкурента Вольфганга Петерсена и его глянцевое чистописание "Трои" уже на этапе кастинга.
Второй раз Стоун победил "Трою" на этапе "промоушена" (по-нашему - "раскрутки") картины. Сначала официальная премьера "Александра" была назначена на 5 ноября, но когда Warner Bros. перенесли её на три недели, в прессе и Интернете поползли упорные слухи о том, что продюсеры заставили режиссера сокращать и перемонтировать гомоэротические сцены с участием г-на Македонского, чтобы максимально "смикшировать" вопрос о бисексуальности героя. Пресс-агенты студии делали благодушные гримасы и утверждали, что их целиком и полностью устраивает концепция режиссера, а перенос премьеры связан лишь с "полировкой" готового продукта и стремлением выпустить фильм поближе к "оскаровскому" сезону. Сам Стоун говорил о том, что снимал не гомо- и не гетеросексуальную, а прежде всего подлинно историческую картину, не имеющую никакого отношения к навязшей в зубах политкорректности. Он стремился передать на экране адекватное древнегреческому восприятие сексуальности, когда процесс воспитания мальчика взрослым мужчиной был нормой, а сексуальная связь "учитель-ученик" воспринималась всего лишь естественной составляющей педагогики. Эта неоднократно и четко артикулированная позиция, бесспорно, увеличила потенциальную аудиторию фильма и, как ни парадоксально, сработала на укрепление постулатов именно программно игнорируемой политкорректности.
Но это, на мой взгляд, далеко не последняя творческая победа Стоуна. Из побед мелких отметим, во-первых, роскошество спецэффектов, которые "Трое" и не снились. Это вам не просто тучи компьютерами нарисованных стрел (у Петерсена с ними тоже всё в порядке), но, например, отрубание ноги боевому слону и агонизирующий топот изуродованного трехногого животного на крупном плане. Один из самых экзотических и пронзительных образов жестокого абсурда любой войны. Во-вторых, как всегда у Стоуна, виртуозный монтаж, тщательно балансирующий между напористыми, почти MTV-ишными клипами боевых сцен и нарочитой замедленностью "идеологических" диалогов. В-третьих, это, конечно, завораживающая своей совсем неэлектронной сентиментальностью музыка электронного ветерана Вангелиса. То ли сам композитор вспомнил о своих ментальных балканских корнях, то ли режиссер настоял на душераздирающей "человечности" звучания, но в результате получился один из самых выразительных и пленяющих саундтреков года. Наконец, Стоун на две головы обошёл Петерсена в том, что так академично называется "изобразительной фактурой". В отличие от агрессивно-театрализованных персонажей "Трои", будто только что вышедших из бутика Готье или Пако Рабана, македонцы "Александра" не боятся выглядеть на экране одетыми функционально-убого, не бояться быть потными, грязными, аморальными, одним словом - настоящими. Впрочем, всё это - мелочи и те самые прогнозы, которые я зарекался не давать.

Но о главной творческой победе Стоуна я промолчать всё-таки не могу. В первых откликах прессы на премьеру "Александра" стало уже общим местом упоминание о том, что Стоун представил великого полководца этакой поп-звездой древности, а его Империю как своеобразный шоу-бизнес или пи-ар. Всё это полная чушь. Картина Стоуна не о феномене полководца и правителя, а о неминуемом крушении любой идеологии, которая, побеждая, начинает всё больше и больше склоняться к гедонизму. В детстве Александра воспитывал величайший мыслитель древности Аристотель (Кристофер Пламмер), и свои завоевания он начинал для того, чтобы построить самое передовое и просвещенное по тем временам государство. Но по мере восхождения к вершинам власти, идеалы общественные постепенно подменялись идеалами плотскими, грубее говоря - скотскими. Александра погубила не алчность полководца-завоевателя, не превышение пределов возможного могущества, но обыкновенные инстинкты самца, животного, которые заложены в каждом человеке, но из-под панциря "цивилизованности" вылезают лишь у победителя, начинающего получать удовольствие от безнаказанного употребления себе подобных во имя удовлетворения своих простейших потребностей. А эти самые инстинкты самца неминуемо становятся превалирующими, как только начинаешь насильно осчастливливать человечество. Возможно, Стоун сделал свой самый горький и пессимистичный фильм, констатируя изначальную обреченность любой благородной общественной идеи. Возможно, в будущем "Александра" признают самым анархическим проектом режиссера, фильмом о неминуемой победе животного начала над человеческим у любого правителя-победителя и, как следствие, о невозможности построения никакого разумного человеческого общества. Во всяком случае, Стоун сделал на сегодня свой самый лучший, самый совершенный, самый глубокий и самый личный фильм. Но эта великая творческая победа Оливера Стоуна - победа пиррова.
Когда-то давно, на Каннском кинофестивале 1989 года, один из обозревателей написал о фильме Вима Вендерса "Небо над Берлином": "Мы увидели в этом фильме всё, что только можно вообще увидеть в кино". Слегка перефразируя остроумного кинокритика, можно сказать об "Александре": "Мы увидели в этом пеплуме всё, что только можно вообще увидеть в пеплуме." Желая того, или нет, Оливер Стоун положил монументальную плиту на могилу жанра. После "Александра" бессмысленно снимать фильмы об античности, ибо совершеннее и глубже Стоуна никто сегодня всё равно ничего не снимет (даже "Гладиатор" выглядит на фоне стоуновского опуса жалким ученическим этюдом). Режиссер исчерпал проблематику и стилистику жанра на данном технологическом уровне развития кино. Может быть, "Александр" и завоюет все мыслимые и немыслимые "Оскары". Может быть, через -дцать лет, на каком-нибудь новом витке визуальных технологий вроде "эффекта присутствия", когда каждый зритель сможет управлять сюжетом как компьютерной игрой, вновь возникнет ностальгия по античности, и какой-нибудь правнук Ридли Петерсена снимет ремэйк "Троянского гладиатора". Всё может быть…
Но сегодня, благодаря неимоверным творческим усилиям Оливера Стоуна и его съёмочной группы, пеплум… умер. Да здравствует пеплум!!!

Подписка "Дмитрий Генералов. Какие фильмы не пропустить по ТВ на неделе" >>